Экспертные системы
notabene В настоящее время, "система, основанная на знаниях", и "экспертная система" являются синонимами.
Применение экспертных систем в финансовом менеджменте позволяет автоматизировать анализ финансовых данных, выявлять потенциальные риски и предлагать оптимальные управленческие решения
Определение экспертной системы
Экспертные системы (ЭС) - это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.
Типы экспертных систем
- Фреймовые ЭС {}
- Семантические ЭС {}
- Продукционные ЭС {}
- Нечеткие ЭС {}
- Нейро-нечеткие ЭС {}
Современные виды Экспертных систем
Можно выделить несколько современных направлений построения экспертных систем. Но главным мейнстримом является использование Интернета и социальных сетей в частности.
О современных архитерктурах экспертных систем можно прочитать, например здесь [1].
Структура экспертных систем
ЭС состоит из следующих основных компонентов: решателя (интерпретатора), Рабочей памяти (РП), называемой также базой данных (БД), Базы знаний (БЗ), Компонентов приобретения знаний, Объяснительного компонента, Диалогового компонента.
База данных (рабочая память) предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи. Этот термин совпадает по названию,
но не по смыслу с термином, используемым в информационно-поисковых системах (ИПС) и системах управления базами данных (СУБД) для обозначения всех данных
(в первую очередь долгосрочных), хранимых в системе.
База знаний (БЗ) в ЭС предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область (а не текущих данных), и правил, описывающих целесообразные преобразования данных этой области.
Решатель, используя исходные данные из рабочей памяти и знания из БЗ, формирует такую последовательность правил, которые, будучи примененными к исходным данным, приводят к решению задачи.
Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями, осуществляемый пользователем-экспертом.
Объяснительный компонент объясняет, как система получила решение задачи (или почему она не получила решение) и какие знания она при этом использовала, что облегчает эксперту тестирование системы и повышает доверие пользователя к полученному результату.
Языки описания экспертных систем
Фреймовые языки
Известны следующие фреймовые языки:
- FRL (Frame Representation Languege) - 1974 год.
- RLL (Representation Languege, Languege) - 1980 год.
История экспертных систем
Примеры экспертных систем
- Профессор, помогите! Я не могу представить себе четырехмерную сферу!
- Хорошо. Представьте себе N-мерную сферу.
- Ок.
- А теперь положите N равным четырем.
|
|